За северным сиянием. Спустя 3 года.

Я вернулся с Кольского полуострова. 3 дня как я  дома. Позади тысячи километров. Сотни израсходованных литров бензина. И, не прекращающиеся сны о дорогах, лесах, сопках, озерах, и морях Мурманской области. Они приходят со сном и не отпускают до самого утра.

Нас ждал путь почти в 2000 км. З дня и 2 ночи. Одна из ночей прошла в удивительном месте, которое нашли чисто случайно. За 2 часа до темноты, зная, что мы не доедем в ближайшие сотни километров ни до одного населенного пункта и до какой либо гостиницы, мы стали искать место для стоянки. С дороги увидели красивую речку и после неё дорожка уводящая в лес. Свернули. Недолго виляя по лесным тропинкам выехали на, потрясающее по своей красоте, место. Предзакатное солнце освежало его, по особенному создавая, что-то волшебное. От других бродяг нам осталось ухоженное и подготовленное место для отдыха и созерцания. Гуляя по окрестностям, видел следы лося и мишки. Ночь была безоблачной, звезды освещали все вокруг. Куда не посмотри, все красиво, даже во мраке. Под утро нас разбудил дождь, небо заволокло, мы, позавтракав и размяв косточки, собрались продолжить путь.  А вот если бы мы проехали чуть дальше, то выехали бы на Онежское озеро. Кому интересно можно не только посмотреть, но заехать по координатам.

К ночи мы прибыли в Мурманск, оставив позади вереницы дорог, россыпи озёр, нити рек и посадки гнутых ветрами сосен. Следующий день сделали дневкой. Просто бродили по Мурманску и набирались сил для следующих приключений. К вечеру выехали на небольшую фотосессию в сопки. Утром нас ждали полуостров Средний и Рыбачий. Это уже вторая моя поездка на Кольский и о первой можно прочитать здесь. Если сравнивать обе поездки, они совершенно разные. По погоде, по эмоциональной составляющей. Если посмотрите фото из первой поездки, Кольский там предстал таким живым, ярким, динамичным! В этот раз он величественный, суровый, ветреный  и очень мощный!

Первая значимая остановка. Мы приехали в гости к удивительному человеку. Юрию Александровичу Кобякову. На Хребте Муста-Тунтури он, на голом энтузиазме, основал Музей Обороны полуостровов Средний и Рыбачий. Здесь шли кровопролитные бои за каждый метр сопки. Немцам нужен был этот плацдарм, не покрывающегося льдом моря, и выход к Мурманску. 76000 советских солдат (русские, украинцы, белорусы, молдаване и еще более 20 национальностей) остались на этих сопках, защищая своих родных и близких. Каждый шестой житель Мурманска записался в добровольцы. Это один из самых маленьких музеев, какие я когда либо видел. Но он самый труднодоступный. И самый величественный из многих. Часовой рассказ Юрия Алексеевича, в который раз, показал подвиг тех людей, на костях которых досталась эта трудная ПОБЕДА. Иногда слышу высказывания, что мы носимся с этой победой, что надо красиво жить как на западе. Чистенькие домики, улыбающиеся люди, красивые вещи. Хватит ли у таких людей нейронных связей, что бы просто осознать, что в годы войны мы потеряли 27 000 000 людей, что было стерто с земли сотни русских городов, среди которых и Мурманск, тысячи городков и поселений сожженных вместе с людьми. Это нужно помнить и через десятилетия и сотни лет. И рассказывать об этом нашим детям. Музей на карте расположен здесь. Его стоит посетить!!!!!

С горчинкой в сердце мы расстались с этим человеком и местом.

А этот пес частенько будет встречаться на фото. Настоящий Аляскинский маламут. Помесь с волком. Это чудо, взял с собой Александр, наш провожатый, наш гид и просто хороший человек. С ним я познакомился во время первой поездки на Кольский.

Вот тут, рядом с этим маяком, наша конечная точка на Рыбачем. Здесь мы встретили закат, нашли мертвого кита, провели ночь, увидели рассвет, толстых диких гусей и чудных важных чаек, и покатили дальше дивясь аскетичной красоте Севера. Если смотреть по карте.

Ночь провели в Заполярном и с утра махнули на Териберку. Погода выдалась солнечной и теплой. Делая много остановок в пути на мини фотосессии, только к вечеру добрались до пункта назначения.

И вот она Териберка, перед закатом. Очень там красиво! Не передать словами. Озера, отражения, вечерний солнечный свет. Все так сладко. Специально для фотографов. Здесь можно снимать на каждом шагу!

А в 22 часа мы отправились за северным сиянием. Не то, что бы уж, на бум, нет конечно. В прогнозах на него, нам помогала программка Aurora из GooglePlay. За какое то время до сияния, она присылала уведомления. Из трех, видимых нами сияний, в разные дни, она не промахнулась ни разу. И вот идем мы, гуляем по ночной Териберке. И тут бац!!! Вижу!Всполох, но еще не набравший силы. Кто не разу не видел его, просто игнорирует этот факт. Я говорю своим спутникам: » Ну вот и северное сияние. Смотрите. Наслаждайтесь». Они смотрят и не верят, говорят что это обычное облако. Тогда я ставлю на штатив камеру с длинной выдержкой и вуаля!!! Облако превращается в зеленые всполохи. А со временем они разошлись по силе и интенсивности и предстали перед нами во всей красе. И радовали нас еще целых два часа. В гостиницу мы вернулись только  в половине третьего ночи. Но время пролетело за наблюдениями и фотографированием как один миг. Очень сильно пожалели что у нас оказался один штатив на двоих. Поэтому приходилось импровизировать на ходу. Надо признать, что это сияние было куда сильней и красочней того, что я увидел первый раз в 2015 на полуострове Рыбачий.

Утром, не спешно проснувшись, мы поехали исследовать другую часть Териберки, где я не смог не воспользоваться таким шикарным шансом. Искупаться в Баренцевом море, на песочном пляже. Вода бодрит, потрясающие ощущения.

Дальше нас ждала дорога до Белого моря. Но сначала, нам нужно было доехать до поселка Умба. Здесь же и накрыла нас вторая волна северного сияния. На середине пути между Кандалакшей и Умбой мы увидели эту красоту. Все что я видел до этого в небе, можно, вообще, за сияние не считать. И это действо продолжалось больше часа. Насмотревшись вволю, поехали до Умбы в надежде там найти гостиницу и бросить кости до утра. Но, все вышло совсем не так. Ни одна гостиница заявленная в интернет не выходила на связь. Была закрыта, или пустынна, без всякого намека на персонал. В конце концов отозвалась одна гостиница, но выставила такой конский ценник (цена сопоставима с хорошей гостиницей в Питере), что мы решили отдыхать на берегу Белого моря. Что оказалось даже прикольней. Про себя я окрестил это место «Сеть гостиниц Динамо». Поржали над всей этой ситуаций и легли спать. Когда ездишь не в туристический сезон, плюсов много. Один из минусов —  что — то может не работать. Но и это невозможно назвать минусом. А рано по утру мы снова отправились в сторону Аметистого берега, где наз ждала такая же ужасающая дорога что и до Териберки. Гравийка. В этот раз маршрут был немного другой, поэтому то и получилось заехать на обратном пути на Белое море. На берег, усыпанный настоящими сокровищами. Берег усыпанный красной породой, которая хранит в себе аметисты. Когда то, здесь была жила, разрабатываемая в промышленных масштабах. Но шло время, жила худела, количество добываемых аметистов падало и за экономической нецелесообразностью ее закрыли. Но их все ещё можно найти. Конечно не таких размеров и не в таких количествах. Но как сувенир о дальних странствиях, вполне сойдёт. Можно даже сделать кулончик!

Здесь, на берегу Беломорья я познакомился с немцем, который стоял от нас недалеко своим лагерем. Он сносно говорит по русски. Пообщавшись выяснилось, что ночью он и его спутники тоже видели сияние, но у него не было возможности его сфотографировать. Так как у него не было штатива и он не знал какие нужно делать настройки фотоаппарата, что бы получилось его «увидеть». Небольшая беседа вылилась в мастер-класс по фотографированию северного сияния. Пришлось показать как снимать без штатива, что и как настраивать. Мелочь вроде, а человеку приятно.

Погода задалась с утра. Был потрясающий туманный рассвет. Поэтому когда мы приехали на место, было солнечно и красиво. Только море немного волновалось. Ночью опять было северное сияние. В этот раз правда с облаками и тучами. А потом пошел дождь и мы спрятались в палатке.

С этого момента моя летопись практически обрывается. Дальше была только дорога домой. Она была тоже с приключениями и пейзажами, но, выезжая за полярный круг, природа становиться вполне типичной  и бурю эмоций уже не вызывает. Наступает ощущение легкой избалованности. Если вы собрались в дальнее странствие в Заполярье, или вы там живете, но красот своих не знаете, а очень хотели бы и  есть какие то вопросы по маршрутам, остановкам, гостиницам, питанию и прочему прочему, пишите в личку. Я отвечу лично! И, конечно буду дописывать эти заметки. В ближайшие дни выложу фотографии снятые на мобильный телефон.  А самое главное, что русский север просто так никого еще не отпускал, и я решил ехать туда в ноябре-декабре! Так же в компании единомышленников- экстремалов! Поэтому, все кому интересно, готовьтесь к фототуру! Я жду заявок!